Директор по связям
с инвесторами. Стратегический актив для компании
на пути к IPO
Ксения Попова
руководитель практики
«Директора по коммуникациям
и связям с общественностью»
Один из ключевых факторов успеха при подготовке компании к выходу на фондовую биржу — выстраивание доверительных отношений с инвестиционным сообществом. На этом этапе роль IR-директора (investor relations), или директора по связям с инвесторами, становится критически необходимой. Это стратег, который выстраивает внешние связи вокруг компании и помогает раскрыть суть инвестиционного кейса в диалоге с финансовыми рынками. И начинать готовить почву для коммуникации с инвесторами нужно значительно заранее. Идеальный срок — 12–18 месяцев.
Что будет делать директор по связям с инвесторами?
Ему нужно шесть — девять месяцев, чтобы изучить ваш бизнес так, как его не знает никто, включая вас. Исследовать рынок и конкурентную среду, оценить текущую репутацию компании, выявить все «скелеты в шкафу» и заранее подготовить ответы на неудобные вопросы. Сильные стороны компании лягут в основу инвестиционной истории, вокруг которой компания будет строить своё инвестиционное предложение.

Директору по связям с инвесторами заранее нужно познакомиться с акционерами и топ-менеджментом, понять, как они мыслят, как выстраивать коммуникацию с ними, сплотиться и стать одной командой.

Инвестиционная история — это не просто красивая легенда, это ваш главный товар на IPO.

Задача IR-директора — сформулировать убедительное и структурированное инвестиционное предложение. Сообщение инвесторам не про что компания, а почему она является инвестиционно привлекательной. Оно может строиться вокруг конкурентных преимуществ компании, ясной стратегии развития и прозрачности корпоративного управления, возможностях роста и т.д. Также компания должна давать ориентиры по предполагаемой дивидендной политике. Это ни в коем случае не гарантии, но важный посыл для участников рынка.

Инвестиционная история может быть многослойной конструкцией, но суть должна укладываться в одну центральную фразу. Она должна быть простой и цепляющей. И вокруг неё будут строиться объяснения и аргументы, которые её подтверждают.
В 2011-м «Яндекс» выходил на биржу как «российский Google».
В тот период компания доминировала в поиске в самой большой стране мира, монетизируя трафик через контекстную рекламу.
В 2013-м TCS group (холдинг «Тинькофф») спозиционировал себя как «первый и крупнейший в России онлайн-банк без филиалов».
Банк представил себя как игрока, который бросает вызов традиционным банковским гигантам, используя для этого цифровую модель.
В 2020-м Ozon не стал рассказывать про интернет-магазин.
Он сказал: «Мы — Amazon России». Инвесторы сразу понимали бизнес-модель, масштаб амбиций и потенциал роста.
На основе инвестиционной истории выстраивается единый нарратив для всех коммуникаций компании вовне. Он становится общим элементом для всех публичных заявлений от имени компании, презентаций и отчётов.
Усиление команды. Внутренний директор по связям с инвесторами и внешний IR-консультант
Даже если в компании есть сильный директор по связям с инвесторами или директор по коммуникациям, привлечение внешнего специалиста по финансовым коммуникациям — мудрое решение. Ваш внутренний IR-директор хорошо знает процессы компании, а внешний консультант знает, что хотят услышать те, кто это будет покупать. Такой тандем усилит позиции компании и защитит от ситуации, что вы пришли на рынок с историей, понятной только вам и вашему топ-менеджменту.
Внешний IR-консультант призван расширить экспертность для IR-директора эмитента: это возможность иметь более широкий взгляд на рынок, возможность сравнить своё видение о компании с внешним экспертным, возможность мобилизовать дополнительные профессиональные и сетевые ресурсы для реализации задач компании, как плановых, так и срочных. Команда качественного IR-консультанта состоит из специалистов IR-, PR- и финрынков, многие из которых также имеют in-house опыт в бэкграунде и хорошо понимают задачи эмитента.

Ваган Амичба
Управляющий директор «Альянс Территории»
Как сохранить доверие инвесторов после IPO
После проведения первичного публичного размещения акций требования к директору по связям с инвесторами значительно возрастают. Теперь его задача - это постоянно поддерживаемый диалог, в котором компания не может себе позволить «исчезать» или «отмалчиваться» по важным отраслевым событиям, влияющим на ее бизнес.

Необходимо поддерживать информационную активность: выпускать регулярные отчёты, новости о развитии бизнеса, проводить эфиры и участвовать в профильных конференциях. Это уже не просто пиар, это обязательные условия поддержания ваших котировок. Делитесь успехами, держите ритм, держите интерес инвесторов.

Опытные директора по связям с инвесторами строят коммуникации в виде диалога — общаются с аналитиками, отвечают на вопросы. Они работают со всеми участниками рынка от крупных институциональных фондов и аналитиков до частных инвесторов.
Общайтесь с инвесторами честно и прозрачно
Не стоит слепо следовать рыночным трендам. Публикация завышенных прогнозов и их дальнейшее невыполнение приведут к резкой негативной реакции инвесторов и обвалу акций. Задача команды стратегических коммуникаций — держать в фокусе репутацию компании. Если случились плохие новости, включается антикризисный пиар. Лучше сообщить плохие новости первым и сразу показать план действий. Для публичной компании доверие — один из главных активов.

Выход на IPO — это не спринт, а марафон. Статус публичной компании требует постоянной прозрачности в коммуникации и долгосрочной стратегии, понятной рынку.
Об авторе
Руководитель практики
«Директора по коммуникациям
и связям с общественностью»
Подробнее
Материалы по теме