интервьюирует Тимур Махмутов руководитель практики «Семейные офисы, управляющие компании и инвестфонды»
Владелец растущего бизнеса рано или поздно проходит развилку — продавать компанию напрямую другому инвестору или разместить акции компании на бирже (IPO). В чём нюансы каждого из выборов? Мы решили заглянуть «под капот» подготовке к IPO вместе с нашим экспертом Михаилом Бройтманом — главой VB Partners, который успешно вывел на IPO Henderson, первого игрока индустрии моды на Московской бирже.
— Михаил, подготовка к IPO — интенсивный и затратный процесс. В каких ситуациях игра стоит свеч для владельца?
— Безусловно, дороже компания оценивается, когда продаётся полностью или контрольным или блокирующим пакетом — в этом случае покупатель платит премию. С точки зрения текущего собственника бизнеса IPO хорош в тех ситуациях, когда контрольный пакет продавать не хочется, но есть потребность реализовать акционерную стоимость. Уже проведённый IPO также открывает дорогу к дальнейшим привлечениям средств через публичный рынок путём вторичного размещения акций (SPO).
— Какое влияние IPO имеет на вовлечённых в процесс людей?
— Перевод компании в публичность — это возможность комфортно передать бизнес следующим поколениям в семье собственника. Более зрелый уровень корпоративного управления (в частности, независимый совет директоров) поможет бизнесу быть устойчивым, даже когда его создатель отойдёт от дел, а наследники могут быть не полностью готовы (или даже не заинтересованы) участвовать в управлении компании.
Также проведение IPO — отличная возможность внедрить LTI и таким образом напрямую связать цели менеджмента с целью акционера (а именно акционерной стоимостью компании). Акционер и менеджмент после внедрения LTI становятся действительно в одной лодке — помимо единства цели этот инструмент позволяет лучше удерживать ключевых людей, что как никогда актуально сейчас.
Листинг на бирже также даёт некоторое репутационное усиление для самого актива и владельца.
— Какие риски владелец должен предусмотреть, выбирая путь IPO?
— Процесс перевода частной компании в публичную связан с высокими затратами на подготовку, необходимостью раскрытия информации и рисками, связанными с волатильностью рынка после размещения. Не говоря уже о том, что «окна возможности» для прибыльных IPO очень сильно зависят от рыночного сантимента. Сейчас в России он объективно не лучший после окна 2023 — начала 2024 г.
— Что должен иметь в виду собственник компании, готовя бизнес к IPO?
— IPO является удачным, когда владелец разместился по верхней ожидаемой планке оценки цены за акцию и привлёк столько денег, сколько рассчитывал. Прежде всего залог успеха — это правильное и прозрачное для внешнего инвестора структурирование бизнеса (т. е. без хитрых оптимизаций), аудит признанным и уважаемым консультантом, правильная система корпоративного управления (независимый совет директоров и внедрённая LTI-программа для ключевых руководителей).
— Какие ошибки обычно допускает собственник при подготовке к IPO?
— Большой риск — полагаться только на себя во взаимодействии с банками-организаторами. По определению у них есть конфликт интересов — с учётом того, что они работают также на десятки тысяч покупателей потенциально размещённых акций, которые хотят их купить как можно дешевле. Этот риск нивелируется привлечением сильных экспертов — либо внутрь компании (CFO с опытом вывода компаний на биржу), либо внешнего консультанта, — которые помогли бы выстроить правильное взаимодействие с банками-организаторами.
Ещё один нередко встречающийся подводный камень: при подготовке к IPO и, само собой, после его проведения собственник должен на деле демонстрировать намерение управлять компанией как публичной. Речь как об изменении формата управления и принятия решений, так и о lifestyle-вопросах, которые больше не должны пересекаться с финансами и бизнес-процессами публичной компании.
— Как вы сейчас оцените рынок для IPO в России?
— Порядка 20–30 компаний сейчас готовятся к выходу на биржу или заявляют об этом. Но в текущий момент высокую оценку для большого объёма привлечения получить будет непросто. Все ожидают оживления рынка весной или осенью 2026 г.