Как превратить стратегию в денежные потоки? Финансовый директор – ключевая фигура IPO
Василий Елисеев
руководитель практики
«Финансовые директора»
В силу целого комплекса объективных причин на всех стадиях первичного публичного размещения акций компании центральной фигурой успеха становится CFO.
Почему CFO — главный драйвер движения к IPO
Дело в том, что IPO не только в России, но и в мире в целом превратилось не столько в чисто финансовую, сколько в организационную и культурную корпоративную трансформацию. В этой ситуации финансовый директор оказывается центральной фигурой, едва ли не более важной для инвесторов, чем CEO. Он — единственное лицо в компании, кто одновременно управляет числами, процессами и доверием инвесторов. Если основная функция генерального директора — продажа корпоративной истории, устремлённой в будущее, то задача финансового директора — доказать эту историю числами. Без CFO, способного объяснить, как стратегия превращается в восходящие денежные потоки, roadshow рассыпается.

Кроме того, в условиях волатильности рынков, которая не собирается сменяться стабильностью, инвесторы ценят не рост любой ценой, а управляемость компании и её прозрачность как залог долгосрочного развития. А это территория, полностью подконтрольная финансовому директору. Если рассматривать IPO как стресс-тест управляемости бизнеса, то CFO должен доказать инвестиционному сообществу, что процессы, отчётность, комплаенс и внутренний контроль в компании выдерживают стандарты публичности.

Роли и функции финансового директора в подготовке к IPO
На трёх этапах «похода» за первичным размещением акций CFO играет ключевые, но разные, дополняющие друг друга роли, каждая из которых отвечает главным задачам этапа.

На стратегической стадии именно он определяет оптимальное окно выхода на IPO с учётом ключевых факторов — макроэкономики, мультипликаторов по сектору и аппетита инвесторов. Формирует equity story — рассказ, объясняющий, почему компания представляет собой ценную инвестиционную возможность, и переводящий стратегию в язык качественных и количественных метрик (рост выручки, маржа, CAPEX, FCF, ROIC и т. д.). Наконец, задача CFO на этой стадии — оценка структуры капитала для ответа на вопросы, какой объём долгов допустим до выхода на IPO, стоит ли конвертировать и как распределить средства после размещения.

На операционной стадии у CFO три основных направления деятельности. Во-первых, руководство проектом трансформации корпоративной отчётности, включая переход на МСФО, внедрение ERP-систем и консолидацию данных. Во-вторых, выстраивание внутреннего контроля и комплаенса, в том числе аудита, раскрытия информации и IR-процессов. Наконец, взаимодействие с широким кругом консультантов, в числе которых аудиторы, юристы, андеррайтеры, IR-агентства, проходит через корпоративную финансовую вертикаль и её руководителя.

На финансовой и коммуникационной стадии подготовки целью CFO становится обеспечение доверия инвесторов к компании. После проведения roadshow от его отчётов и ответов на вопросы зависит, подписываются ордера или нет. Именно финансовый директор готовит guidance и публичные KPI, формируя в компании новую дисциплину — отчётность ради рынка, а не только ради собственников. По окончании листинга CFO должен удержать стоимость компании на высоком уровне — регулярными апдейтами, предсказуемостью, исполнением обещаний.

IPO в современной России и ещё одна роль CFO
После 2022 года публичный рынок России сжался, зато появился внутренний спрос на прозрачность: дошло до того, что банки, инвесторы и регуляторы теперь требуют публичных стандартов даже от частных компаний. В новой реальности для компаний, готовящихся к IPO на Мосбирже или в дружественных юрисдикциях, финансовый директор становится архитектором доверия, который берёт на себя роль медиатора между акционером, желающим максимальной оценки, и регулятором, требующим прозрачности. Как отмечают корпоративные финансовые директора, даже если первичное размещение откладывается, подготовка к нему переводит бизнес в режим квази-публичной компании — она дисциплинирует бизнес, повышает мультипликатор, улучшает финансирование.
Я трижды готовился c компаниями к IPO и дважды в роли CFO, поэтому подтверждаю и подписываюсь — хоть IPO и не является само по себе конечной целью, оно способно сильно изменить компанию, ее культуру, вывести на новый уровень качество корпоративного управления и процессов. Это своего рода "знамя", важная веха и мотиватор, вокруг которого можно объединить команду и провернуть такие изменения, которые в других ситуациях кажутся невозможными.

Роль CFO в IPO большая, как на этапе подготовки и реализации, так и после IPO, так как публичная жизнь компании накладывает высокий уровень ответственности и обязательств на финансового директора и его репутацию. Я не считаю, что все компании должны обязательно выходить на IPO — это решение индивидуальное и принимается с учетом многих факторов —, но убежден, что публичность повышает качество управления, решений и уровень ответственности в корпоративном секторе. Конечно, это также возможность привлечь финансирование на реализацию стратегии.

Сейчас рынок IPO в России активный, ряд компаний рассматривает для себя такую опцию. Из особенностей можно выделить высокую долю инвесторов — физических лиц в аллокациях (раньше российские компании, выходя на публичные рынки в западных странах, привлекали инвестиции в основном от институциональных инвесторов). Для розничных бизнесов в этом может быть синергия с точки зрения позиционирования и развития бренда в широком смысле. Для формирования долгосрочной публичной истории важен баланс между институциональными инвесторами (хорошо разбираются в цифрах, инвестируют придерживаясь твердой логики) и индивидуальными (эмоциональные решения по покупке или продаже акций). Также очень важна последовательность и прозрачность в IR, нужно быть понятным для инвесторов, формировать правильные ожидания и инструкции, выполнять их. В этом очень большая роль CFO и CEO, их вовлеченность, умение доносить смысл и ценность через цифры.

Виталий Устименко
Независимый член совета директоров группы компаний «Мать и дитя» (МД Медикал Груп)
Пять компетенций, которые необходимы CFO, чтобы IPO стало возможным и эффективным:
  • Сторителлинг на языке инвестора
    Умение с помощью чисел превращать финансовые модели в убедительный нарратив.
    1
  • Опыт заключения сделок
    Навыки результативного общения с банками, фондами, консультантами.
    2
  • Институциональная зрелость
    Компетенции в сферах связей с инвесторами, отчётности, корпоративного управления.
    3
  • Change management
    Способность без потерь перевести компанию из режима частного владения в режим публичности.
    4
  • Инвестиционный взгляд на бизнес
    Современный CFO должен уметь не просто обсчитать прошлое, но шагнуть дальше — научиться объяснять будущее денежными потоками.
    5
Финансовый директор и IPO. Акценты и выводы
CFO — корпоративный центр зарождения, разработки первичного размещения акций, его подготовки, проведения и последующего сопровождения. IPO начинается не с банка и не с инвестора, а с финансового директора, который в итоге связывает участников IPO и функции в единый непротиворечивый процессный поток.

Хороший CFO для IPO не бухгалтер с калькулятором, тип которого окончательно уходит в прошлое во всех индустриях. Финансовый директор, способный обеспечить для компании IPO, — архитектор доверия между бизнесом, рынком и регулятором. Это посредник между интересами всех участников размещения, разговаривающий с каждым на языке цифр. В эпоху переоценки капитала и дефицита доверия CFO становится новым лицом корпоративной публичности.

Восхождение к IPO, даже если IPO в силу внешних или внутренних причин и не случится, — идеальный стресс-тест на уровень зрелости финансовой функции в компании в целом и её руководителя в частности.
Об авторе
Руководитель практики
«Финансовые директора»
Подробнее
Материалы по теме