Первая и основная – на мотивационную тему компании оставляют очень мало времени: внимание в основном уделяется числу акций и их цене, покупателям и методам привлечения инвесторов, а программа мотивации обсуждается по «остаточному принципу», пребывая вне фокуса внимания менеджмента. На программы LTI смотрят в основном с точки зрения юридических и налоговых рисков, а не с точки зрения ее «длинного» мотивирующего эффекта, который должен выходить за пределы непосредственных итогов IPO и быть завязан на поведении котировок и долгосрочного развития бизнеса компании. Пренебрежение к моделированию сценариев и их привязке к программе мотивации обычно приводит к неожиданным эффектам, заставляя компании платить за ошибку огромную цену. После 9 из 10 корпоративных размещений последних двух лет котировки российских компаний шли вниз, тогда как дизайн программ их мотивации был нацелен на позитивный для акций результат. В итоге управленческие команды оказались «мотивированы наоборот».
Еще одна распространенная ошибка – программу мотивации редко анализируют с точки зрения ее конкурентоспособности. Стремясь достичь стандартных целей IPO (привлечь деньги, откэшиться), компании верстают свои LTI-программы в этой внутренней логике, не сравнив их с теми, что применяются на рынках и не достигая тем самым оптимума. Типичны две крайности: компании или завышают цели, которых необходимо достичь до нереальных значений, делая получение вознаграждения весьма проблематичным, или делая и цели, и премию слишком легко достижимыми. Эта ошибка ведет к недостаточной сбалансированности и конкурентоспособности программы, напрямую влияя на удержание/привлечение топ-менеджеров в компанию.
Расширение количества участников мотивационных программ в последние годы – отчетливая тенденция, которую зафиксировало наше исследование. Однако, если программа LTI на акциях ранее в компании не использовалась, то включение в нее с первого раза большого количества – сотен или более участников, в том числе рядовых сотрудников, крайне неоднозначна. Опасность в том, что у большого количества персонала неминуемо формируются завышенные ожидания, которые результаты IPO подтверждают далеко не всегда. Более трезвый подход: «первая очередь» программы должна сначала зарекомендовать себя на ограниченном составе топ-участников, осознающих риски – и только потом ее можно будет расширить, используя как инструмент удержания и вознаграждения за результаты.